Зеленая настольная лампа как в библиотеке

Настольные зеленые лампы

Настольные лампы с абажуром или плафоном зеленого цвета популярны до сих пор и в частных интерьерах и общественных местах, особенно в библиотеках. Давайте разберемся, с чего началась история настольных зеленых ламп, и как они представлены сейчас.

История настольной зеленой лампы

Настольные лампы с зелеными плафонами и абажурами ассоциируются с советской эпохой. Они стали ее символом. Согласно некоторым данным «моду» на зеленые лампы невольно ввел В. И. Ленин, вождь мирового пролетариата, у которого на рабочем столе находился такой светильник. Жена Владимира Ильича, Надежда Крупская, на праздник 23 февраля подарила Ленину обычную керосиновую лампу из комиссионного магазина. Лампа имела зеленый плафон, и по форме напоминала гриб. Со временем светильник модифицировали по просьбе вождя: заменили керосиновую горелку на патрон для электрической лампы.

Ленину подарок пришелся по душе, и зеленая лампа стала удобным светильником для рабочего стола в Кремлевском кабинете. Светильник понравился посетителям Ильича, чиновникам, профессорам и коллекционерам. Зеленые лампы стали дарить друг другу политики и размещать в кабинетах. Так настольная лампа с зеленым стеклом из простого подарка заботливой жены стала символом богатства, статуса и значимости.

Как настольная зеленая лампа появилась в Европе и Америке

Убедившись в том, что работать с документами, а также читать с настольной лампой с зеленым плафоном комфортно, и конечно из уважения к Крупской, Ленин распорядился установить похожие светильники в Ленинской библиотеке.

Читальный зал библиотеки в то время было популярным местом, которое посещали просвещённые умы, ученые, иностранные гости страны и шпионы. Так удачная идея зеленых настольных рабочих ламп перенеслась в другие страны и за океан.

За рубежом дизайнеры вложили в светильник новые черты, чуть изменили форму, добавили стиля и элегантности. Американский рынок был в восторге от зеленых светильников, и они получили широкое распространение в домах и читальных залах.

Не только светильник

Зеленая лампа — это не просто светильник, это символ свободы, воли и стремлений. В 1927 году в Париже было создано воскресное литературно-философское общество «Зелёная лампа». Собрания происходили обычно в доме Мережковских. «Пламя нашей Лампы светит сквозь зелёный абажур, вернее, сквозь зелёный цвет надежды», — говорил Д. С. Мережковский на первом собрании.

Литературное общество состояло из лучших представителей русской зарубежной интеллигенции, где великие умы после Октябрьской революции сыграли важную роль в интеллектуальной жизни первой эмиграции.

Настольные зеленые лампы в 21-ом веке

В наше время зеленый цвет, как и светильники с зеленым стеклом не теряют популярности. Достойный выбор представлен у немецких светотехнических брендов, таких как Berliner Messing Lampen или польской фабрики Kutek.

Выбирая настольную зеленую лампу помните следующие моменты:

1 — традиционная форма светильников подходит для интерьеров в классическом стиле, ампир (сталинский ампир), библиотеки или кабинет в английском стиле, интерьеров в американской стилистике, современных течений (смешение стилей), варианты кантри, и даже минимализм или хай-тек.

2 — цвет арматуры светильников варьируется от традиционных золота, антик и латуни, до модных хрома, никеля. Разнообразие цветовых вариантов позволит разместить светильник даже в современных интерьерах.

3 — внутренняя часть зеленого стеклянного плафона должна быть покрыта слоем белого стекла. Тогда цвет снаружи даст нужный эффект, а чтение и локальное освещение будет комфортным. Работа с документами или за компьютером будет удобной, цвета будут передаваться правильно, глаза не будут уставать.

4 — конструкция некоторых настольных светильников позволяет поворачивать и наклонять плафон с источником света. В качестве светильника для рабочего стола такая возможность управления необходима. Другие не предполагают управление элементами.

5 — удобно если светильник включается не с выключателя на проводе, а имеет механизм включения в виде цепочки или шнура (сонетка) на самом изделии. Он всегда на виду, не нужно тянуться до кнопки на проводе, а также является декоративным элементом.

6 -размер изделия и мощность лампы имеют значение. Маленький маломощный светильник возможно использовать только как ночник или элемент декора. Светильник от 40 см высотой с мощностью от 60Вт, Е27 (лампа накаливания) подойдет как светильник для рабочего стола и локального освещения. Замена теплового источника света на светодиодный станет функциональным энергоэффективным решением.

7 — чтобы настольная зеленая лампа не казалась одиноким, выбивающимся из стилистики интерьера объектом, подберите к ней бра, торшер или люстру в таком же дизайне. Не у каждого производителя представлена полная серия световых приборов с зеленым стеклом, но можно подобрать варианты.

8 — для ценителей старины и антиквариата, современные светотехнические изделия являются всего лишь репликой и стилизацией, светильниками без истории лет. В антикварных салонах можно найти электрифицированные старинные светильники прошлого века из Европы или России в хорошем состоянии.

История настольных ламп с зеленым плафоном и обзор современных моделей

Так уж повелось, что настольная лампа с зеленым абажуром ассоциируется у нас с высоким руководящим постом. Откуда такие ассоциации? В этой статье мы проследим историю зеленой настольной лампы и рассмотрим ее современные модели.

История лампы с зеленым абажуром

История лампы с зеленым плафоном (именно плафоном, а не абажуром) глубоко уходит во времена Советского Союза и неразрывно связана с ним. Точнее, с его созданием. Именно в то время такая лампа для кабинета появилась у Владимира Ильича Ленина – первого главы государства, ставшего впоследствии великим.

Лампа с зеленым абажуром на рабочем столе В. И. Ленина в Кремле

Эта лампа – подарок супруги и соратника Ленина Надежды Константиновой Крупской, которая купила керосиновый прибор в комиссионном магазине. С тех пор неказистый керосиновый прибор устойчиво ассоциируется с Владимиром Ильичом, который пользовался им постоянно.

Мнение эксперта Алексей Бартош Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос эксперту Интересно. Позже, когда в стране началась электрификация, Ленин так и не отказался от этой лампы. Он распорядился заменить керосиновую горелку электрической лампочкой, причем так, чтобы конструкция и внешний вид прибора не пострадали.

Жива эта лампа и сейчас – она находится в Горках среди личных вещей вождя, а в кабинете-музее В. И. Ленина на Большой Дмитровке стоит ее точная копия, изготовленная в 1927 году в мастерских Большого Театра. Выглядит она практически так же, как и оригинал.

Лампа с зеленым абажуром в музее В. И. Ленина на Большой Дмитровке

Несколько позже Владимир Ильич распорядился установить похожие лампы и в Ленинскую библиотеку.

Светильники с зелеными абажурами, установленные в библиотеке по распоряжению Ленина

Сегодня в этой библиотеке тоже стоят лампы с зелеными плафонами, но выглядят они совсем не так и являются приборами направленного света, чтобы не слепить рядом сидящих.

Любопытно. Настольные лампы с зелеными плафонами популярны не только у нас, но и в США, Европе и, конечно, в странах бывшего СССР. Их можно встретить во многих крупных зарубежных библиотеках и на столах у ведущих политиков. Выглядят они, конечно, не так, как любимая лампа Ленина, но некоторое сходство, мягко говоря, имеется.

Настольные осветительные приборы в украинской и бостонской библиотеках

Немного новейшей истории

Многие считают, что у нынешнего президента В. В. Путина в кабинете тоже стоит лампа с зеленым абажуром. Это не совсем так. На его рабочем столе прибор с матовым плафоном, изготовленным на Никольском заводе светотехнического стекла. Плафон этот из серии «Этруска», и при желании его можно найти и даже купить на официальном сайте предприятия.

А что касается зеленого цвета, то в рабочем кабинете настольная лампа действительно зеленая. Только зеленая у нее колонна, выполненная из малахита. Сам же плафон у этого настольного прибора тоже матовый.

Настольная лампа в рабочем кабинете В. В. Путина (на заднем плане) к содержанию

Как зеленый цвет влияет на человека

Давно известно, что цвета влияют на человека тем или иным образом. От цвета зависит наше самочувствие, настроение, давление и даже аппетит! Синий и голубой, к примеру, заставляют человека собраться, мыслить логически. Красный дает прилив энергии и активности. В таком цвете можно, кажется, горы свернуть, но в нем быстро устаешь.

Зеленый способствует отдыху, расслабляет. Он не утомляет глаза при длительном чтении и, главное, способствует пониманию прочитанного. Именно поэтому настольные лампы зеленого цвета так популярны. Даже не зная этих особенностей, мы часто интуитивно выбираем приборы для рабочих кабинетов и библиотек со стеклом или абажуром зеленого цвета.

Обзор современных моделей

Посмотрим, какие настольные лампы с зелеными стеклом и абажуром предлагает нам современная промышленность разных стран.

Favourite Cremlin 1274-3T

Эта «советская» лампа с тканевым абажуром, изготовлена, как ни странно, немцами. Выполнена она в классическом стиле и отлично подойдет для рабочего стола или декора в гостиной. Выключатель у этого прибора размещен на проводе.

Основные характеристики:

  • материал абажура – металл, ткань;
  • материал колонны – металл;
  • высота – 520 мм;
  • источник света – 3 лампы накаливания по 40 Вт;
  • освещаемая площадь – 6.7 м. кв.;
  • производитель – Favourite (Германия);
  • стоимость – 20 500 руб.

Odeon Light Tres 2224/1T

Настольная лампа направленного света с зеленым плафоном (рассеивателем). По заявлению производителей выполнена в стиле ретро, но, без сомнения, отлично подойдет для рабочего кабинета или спальни в стилях классика и модерн. Отличается небольшими размерами и не займет много места на рабочем столе или прикроватной тумбочке.

Настольный светильник с зеленым плафоном Odeon Light Tres

Основные характеристики:

  • материал плафона – стекло зеленого цвета;
  • материал колонны – металл;
  • высота – 270 мм;
  • источник света – лампа накаливания 60 Вт;
  • освещаемая площадь – 3 м. кв.;
  • производитель – Odeon Light (Италия);
  • стоимость – 5 360 руб.

N-Light TX-2244 TX-2244-01

Современная как по конструкции, так и по дизайну настольная лампа. Колонна прибора выполнена телескопической, а потому позволяет регулировать высоту плафона над столом. Источник света в этом светильнике тоже современный – галогенная лампа излучает спектр, максимально приближенный к дневному. Отличный вариант в современный рабочий кабинет. Еще одно достоинство устройства – демократичная цена.

Современная зеленая настольная лампа N-Light TX-2244

Основные характеристики:

  • материал плафона – пластик;
  • материал колонны – металл, пластик;
  • высота – регулируемая, 280-380 мм;
  • источник света – галогенная лампа G6.35 (35 Вт);
  • освещаемая площадь – 3 м. кв.;
  • производитель – N-Light (Италия);
  • стоимость – 970 руб.

Svetresurs 321 321-584-01

Классическая «керосинка», которая украсит любой кабинет, спальню или гостиную в стиле ретро. Особую прелесть конструкции придает бронзовое основание и выступающая из стеклянного абажура колба, обеспечивающее лучшее сгорание «керосина». Лампа, конечно, электрическая, но благодаря не очень яркой лампе накаливания с теплой цветовой температурой отличить ее от фитильного прототипа будет нелегко.

Классическая настольная «керосинка» Svetresurs 321

Основные характеристики:

  • материал плафона – матовое зеленое стекло;
  • материал колонны – металл;
  • высота – 330 мм;
  • источник света – лампа накаливания 40 Вт;
  • освещаемая площадь – 2 м. кв.;
  • производитель – Svetresurs (Россия);
  • стоимость – 5 800 руб.

Nervilamp C05/6

Богатая шестирожковая лампа в классическом стиле. Великолепно впишется в интерьеры в стилях классика и ампир. Особую прелесть конструкции придают зеленый абажур и стеклянная вставка в колонне. Прибор довольно габаритный, поэтому его лучше устанавливать в большом кабинете, спальне или гостиной. Правда, стоит такой светильник дорого.

Настольный светильник Nervilamp

Основные характеристики:

  • материал плафона – пластик;
  • материал колонны – металл, стекло;
  • высота – 970 мм;
  • источник света – 6 ламп накаливания по 11 Вт (Е14);
  • освещаемая площадь – 3 м. кв.;
  • производитель – Nervilamp (Италия);
  • стоимость – 76 800 руб.

Kutek Sorrento SOR-LG-1(P)GR

Этот настольный прибор – классическая ленинская лампа с зеленым абажуром. Стеклянный плафон почти полностью повторяет форму светильника, известного во всем мире. Светильник, конечно, электрический, а не керосиновый, как у Ленина, но выглядит он не менее престижно и шикарно. Великолепное дополнение кабинета, а вот в гостиной для тех, кто знаком с историей, она будет выглядеть не совсем к месту. Если менять штатную лампочку накаливания на светодиодную, то только с теплой цветовой температурой. Иначе светильник потеряет весь свой шарм.

Классическая «ленинская» настольная лампа Kutek Sorrento

Основные характеристики:

  • материал плафона – матовое зеленое стекло;
  • материал колонны – металл;
  • высота – 600 мм;
  • источник света – лампа накаливания 60 Вт;
  • освещаемая площадь – 3 м. кв.;
  • производитель – Kutek (Польша);
  • стоимость – 19 000 руб.

Вот мы и познакомились с историей лампы с зеленым абажуром. Теперь мы знаем, в чем ее особенность, а также сможем выбрать подобный прибор из огромного ассортимента, предложенного мировой промышленностью.

Предыдущая НастольныеНастольные лампы и светильники в классическом стиле

И классические, и современные интерьерные решения часто используют зеленые настольные лампы в качестве подсветки кабинетов, спален, детских. Популярность этих светильников очень высока. Предлагаем разобраться, что представляют собой данные осветительные приборы, принципы их применения, а также рассмотрим несколько интересных вариантов.

Немного истории

Первые настольные лампы берут свое начало еще в Древней Греции. Тогда светильники выглядели, как масляные плошки с фитилем. Из тех времен пришло к нам и само название «лампа», произошедшее от греческого «lampados». После этого конструкция и форма осветительного прибора претерпела множество изменений, пока не обрела знакомый всем нам вид.

Зеленая лампа и скачок ее популярности относят к эпохе Советов. Толчок этому дала «керосинка» с зеленым плафоном, стоявшая на столе В. И. Ленина. Подарок жены настолько понравился вождю, что при переходе на лампы накаливания старенький светильник не выбросили, а переделали под электрический патрон. Посетители кремлевского кабинета заприметили оригинальную лампу и стали приобретать зеленые светильники в свои дома, что довольно быстро сделало простой осветительный прибор признаком достатка и статуса в СССР.

Следующим шагом стало размещение зеленых настольных ламп во всемирно известной Ленинской библиотеке. Оттуда светильник разошелся по всему миру (конечно же – с различными дополнениями и доработками). Идея пришлась по вкусу не только европейцам, но и американским покупателям.

Популярность зеленых ламп росла параллельно развитию больших городов. «Эко» стиль становился все более распространенным в силу того, что человеку все больше не хватало природы, ее положительной энергетики. Зеленый цвет успокаивает, позволяет расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Зеленые лампы и современность

Максимальную популярность экологический стиль получил у жителей мегаполисов. Интерьер комнат стал наполняться природными материалами, приобретая соответствующие цветовые решения. Зеленые настольные лампы заняли почетное место на столах кабинетов, прикроватных тумбочках и журнальных столиках гостиных. Их мягкое свечение позволяет отдохнуть после тяжелого дня в полном суеты городе, расслабляет зрительные нервы и эмоционально успокаивает.

Кроме того, зеленые настольные лампы до сих пор считаются символом достатка и солидности, прибавляя комнате эффектности. Поэтому светильники стали использовать не только как источник основного или вторичного освещения, но и в качестве элементов декора.

Примеры зеленых настольных ламп

Существуют тысячи вариантов зеленых настольных ламп, представленных на современном рынке света. Присутствуют среди них воплощения вечной классики и необычные дизайнерские версии. В качестве примера предлагаем несколько показательных моделей от известных брендов:

Tres 2224/1T

Это представитель классического стиля родом из Италии – компания Odeon Light. Массивное основание бронзового цвета придает солидности и изысканности, прекрасно гармонируя со стеклянным плафоном. Прекрасное решение для кабинета в классическом стиле. Матовый плафон обеспечивает строгую направленность света при минимальном приглушенном его рассеивании, что не только красиво, но и практично при работе за столом.

C05/6

Также произведение итальянских мастеров, на этот раз компании Nervilamp. Яркое воплощение интерьерной красоты зеленых настольных ламп. Станет великолепным украшением классических интерьеров в спальне и гостиной, дополняя общую картину в мягких тонах своим сочетанием золотистого металла арматуры, прозрачного стекла и зеленого абажура, укрывающего целых 6 лампочек формата Е14. Может использоваться в комплекте с диммером, что дает больше возможностей для интерьерной подсветки.

Kaddy 14550/81/85

Представитель стиля модерн из Бельгии, бренд – Lucide. Модель выглядит достаточно просто, однако прекрасно впишется в любой интерьер аналогичного стилевого направления, а также современные вариации в стиле эко. Привлекательности ей добавляет экологическая чистота материалов – основание выполнено из керамики, абажур – из ткани. Станет великолепным ночником или же поможет расставить акценты в интерьере гостиной.

TX-2244-01

Вариация на современную тему. Именно оригинальность и неординарное исполнение выделяет такие светильники, сохраняя при этом их функциональность и эффективность. Изготовлена лампа в Италии компанией N-Light, известной необычными дизайнерскими решениями. Конструкция выполнена из металла и пластика черно-зеленых тонов. Телескопический каркас позволяет регулировать не только угол направленности плафона, но и высоту его расположения. По желанию можно подключить диммер, который позволит контролировать мощность светового потока. Практичное и удобное освещение для современных кабинетов.

Марокко 0912A,07

Модель от китайского производителя – компании Kink Light. Выгодное приобретение для поклонников этнических интерьеров в восточном стиле. Основание цвета бронзы выглядит весьма атмосферно, прекрасно сочетаясь со стеклянным плафоном, украшенным различными мозаичными элементами зеленого цвета. Такие лампы можно использовать во всем доме, поддерживая общее направление интерьерной композиции.

Barbado Green BL/B/1 GREEN

Популярная модель среди ценителей флористики в интерьере. Изготовленная польским брендом Kemar, данная лампа представляет собой медно-зеленый цветок с необычным бежевым плафоном из непрозрачного стекла. Декоративное освещение спальни и кабинета с таким осветительным прибором обретет эффектность, изящность и некий загадочный дух старины, обеспечиваемый цветовым решением.

5-0500-1-GR E27

Еще одна вариация на современную тематику. Оригинальная композиция из полимера и ротанга станет достойным и эффектным украшением интерьера в спальне, гостиной и кухне, привлекая внимание с первого взгляда. Поставляется из Китая компанией Максисвет, предлагающей множество недорогих и оригинальных моделей светильников.

SMART 90198/1

Настольная лампа из Китая, которая станет надежным помощником при работе в кабинете и офисе. Бренд Eurosvet разработал максимально практичную конструкцию, с которой вы сможете ощутить моральный и физический комфорт на рабочем месте. Аккуратный пластиковый плафон обеспечивает четкую направленность светового потока в указанном направлении. Корректировать угол падения света помогает стойка с алюминиевой пружиной, запоминающей положение. Сэкономить пространство стола поможет крепление типа «прищепка», надежно фиксирующее устройство на краю стола. Все поверхности имеют приятную матовую текстуру.

Зеленые настольные лампы в интерьере

Сам по себе такой светильник является универсальным и подойдет практически под любой интерьер. Используемый ранее только в кабинетах и офисах, в современных домах он применяется повсюду. Для офисных ламп нашлось еще одно применение – в детской комнате. Тут они могут выполнять не только свою прямую функцию, но и помогут поддержать располагающую к учебе и сосредоточенности атмосферу. А вот пространство кабинета можно немного разбавить и украсить классическими моделями настольных ламп.

Также есть несколько моментов, которые стоит учитывать при выборе зеленой лампы для своего дома:

  • Классические интерьеры всегда стоит сочетать с традиционными типами светильников, которые позволят подчеркнуть общность композиции. Также такие приборы можно использовать (но крайне осторожно) при смешении стилей в сочетании с современными конструкциями или даже хай-тек.
  • Подбирая светильник для своего дома, необходимо учитывать цвет арматуры, который должен сочетаться с окружающей палитрой комнаты. Вариантов несколько – золото, латунь, медь, хром, никель, – так что всегда можно найти оптимально подходящий для вашего интерьера.
  • Чтобы зеленый плафон максимально корректно отражал свет и обеспечивал правильную цветопередачу при минимальной нагрузке на глаза, необходимо подбирать модели с белым покрытием на внутренней стороне плафона. Это правило действует как на металлические, так и на стеклянные модели.
  • Для рабочего стола лучше всего подбирать модели с возможностью регулировки угла падения света и направления плафона. Декоративные варианты в данной функции не нуждаются.
  • Выключатель-шнурок не только станет стильным аксессуаром, но и значительно повысит удобство эксплуатации светильника.
  • Тщательно подбирайте мощность и тип ламп. Не стоит приобретать источник света повышенной яркости для роли ночника или декоративной подсветки, но и слабые лампочки не подойдут для офисного светильника. Также особое внимание стоит уделить светодиодным лампам, поскольку они не только наиболее экономичны, но и выделяют минимальное количество тепла, что исключит возможность сильного нагрева плафона.
  • В любом интерьере необходимо единство. Поэтому лучше обращать внимание не на отдельные модели настольных ламп, а на серии, которые могут включать также торшеры, бра и люстры в аналогичном стиле. Это позволит сделать комнату целостной и повысить комфорт.

Зеленая настольная лампа – светильник разносторонний и красивый. Ее использование в любом интерьере приносит свою изюминку, позволяя сделать его оригинальным и запоминающимся. Вне зависимости от назначения (офисное освещение, декор или интерьерные акценты) такой светильник станет достойным украшением привлекательного и гармоничного интерьера.

Смотреть зеленые настольные лампы

Искусственное освещение растений

Для выращивания растений при искусственном освещении используются, в основном, электрические источники света, разработанные специально для стимуляции роста растений за счет излучения волн электромагнитного спектра, благоприятных для фотосинтеза. Источники фитоактивного освещения используются при полном отсутствии естественного света или при его недостатке. Например, зимой, когда продолжительности светового дня недостаточно для роста растений, искусственное освещение позволяет увеличить продолжительность их светового облучения.

Впервые применил в 1868 году керосиновые лампы для выращивания растений русский ботаник Андрей Фаминцын.

Искусственный свет должен обеспечивать тот спектр электромагнитного излучения, который растения в природе получают от солнца, или хотя бы такой спектр, который удовлетворял бы потребности выращиваемых растений. Уличные условия имитируются не только путём подбора цветовой температуры света и его спектральных характеристик, но и с помощью изменения интенсивности свечения ламп. В зависимости от вида выращиваемого растения, его стадии развития (прорастание, рост, цветение или созревание плодов), а также текущего фотопериода требуется особый спектр, световая отдача и цветовая температура источника света.

Ровно год Владимир Ильич жил в далекой ссылке, в неведомом никому селе Шушенском. Да в тюрьме отсидел перед ссылкой четырнадцать месяцев. Да осталось ещё ссылки почти два года.

Далеко затерялось сибирское глухое село! Шестьсот вёрст от железной дороги. Железную дорогу недавно провели по Сибири, ехать поездом из Москвы в Красноярск десять суток. Потом пароходом суток пять вверх по реке Енисею. Потом лошадьми. Тогда уж и Шушенское.

В этот день 7 мая 1898 года Владимир Ильич нарушил обыкновение, не сел писать книгу «Развитие капитализма в России». Книгу о том, что в русских деревнях и городах всё больше силы набирают капиталисты и кулаки и всё беднее и тяжелее жить под властью капитала народу.

После обеда постучал в окошко крестьянин, бедняк Сосипатыч, щуплый, проворный, в треухе и худеньком зипунишке, с ружьём через плечо:

— Слышь, Владимир Ильич, идём, однако, уток стрелять.

Сосипатыч опасался, не стал бы Владимир Ильич отказываться, а он тотчас согласился. Владимир Ильич был неспокоен. Пора Надежде Константиновне приехать из Питера, а она всё не едет. Надежда Константиновна за революционную работу позднее товарищей тоже отсидела в петербургской тюрьме. После тюрьмы присудили ссылку. Выхлопотала, чтобы в Шушенское, к Владимиру Ильичу. Теперь вот добиралась, да что-то долго уж очень. Может, в Красноярске ждёт парохода?..

Чтобы заглушить неспокойные мысли, Владимир Ильич снял с гвоздя берданку — и вон из избы.

— Сапоги подходящи, однако, — одобрил Сосипатыч.

Сапоги у Владимира Ильича и верно подходили для лазанья по топям за утками. Болотные сапоги, выше колен. Старенькая берданка заряжена утиной дробью. Они отправлялись вёрст за десять, на Перово озеро. Уток там водилась такая масса, что берега были усыпаны утиным пером. Оттого и называлось озеро Перовым.

А денёк удался чудесный. Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под весёлым лучом. Как умытые, свежо зеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. И вдали, по всему горизонту, на голубом небе, высилось громадное, слепящее, яркое. Это были одетые снегом Саяны.

Версты три отшагали, и Владимир Ильич почувствовал бодрость и свежесть во всём теле. Хоть двадцать, хоть сорок вёрст готов так идти. Да слушать истории Сосипатыча. Сосипатыч знал, чего Владимиру Ильичу надо. Рассказывай ему о деревне, о своей жизни бедняцкой. Описывай ему всю деревню подряд.

В том дворе такой-то хозяин. В этом такой-то. Сколько едоков? Скотины? Земли?

В том дворе, в третьем и в пятом, по всему селу Шушенскому. Да не приври ни полслова…

— Стой. Вон и озеро. Гляди не промажь, Владимир Ильич. Первый-то выстрел не промажь, постарайся, примета такая, — захлопотал Сосипатыч, когда подошли к месту охоты. — Ты уж первым-то выстрелом не подпорти, Владимир Ильич!

Владимир Ильич стал с ружьём. Удивительная радость стоять с ружьём и внимать жизни леса! Птичьему свисту и трелям. Озорному кукованию кукушки. Шелесту ветра в ветвях.

В густых камышах Перова озера что-то зашевелилось, шумнуло: большая сизо-тёмная кряква поднялась и тяжело пролетела в десяти шагах от Владимира Ильича. Он выстрелил. Мимо!

Засмотрелся, опоздал спустить курок.

— Эхма, Владимир Ильич, воронишь, однако! — рассердился Сосипатыч.

Впрочем, несмотря на примету, дальше охота пошла удачно. Настреляли уток. Развели костёрик. Вскипятили в закопчённом чайнике чай.

Сосипатыч в счастливом расположении духа принялся подзадоривать Владимира Ильича остаться на ночь. К ночи утки поднимутся из камышей на жировку, что тут будет! Тучи неоглядные!

Сильно задорил, но Владимира Ильича какое-то предчувствие звало домой.

Стемнело. Пригнали стадо в село. Во дворах доили коров, слышалось дзеньканье молока о подойник. Да журавли колодцев скрипели, поднимая воду. Где-то блеяла заблудившаяся овца.

— Гляди, Владимир Ильич, свет у тебя, — заметил Сосипатыч.

Владимир Ильич и сам видел. В его двух оконцах в избе, крайней по проулку, горел свет. Зелёный. Горячее, радостное поднялось в груди Владимира Ильича.

На крыльце, в тёмном платье, тоненькая и лёгкая, держась за перила, стояла Надежда Константиновна. Владимир Ильич взбежал на крыльцо.

— Здравствуй, Надя!

— Володя, — отозвалась она.

— Идите-ка, идите показывайтесь, какой вы здесь стали? — весело звала из комнаты Надина мать, Елизавета Васильевна. — Невеста приехала, а он, гуляка, на охоту закатился до ночи!

В комнате горела лампа под зелёным абажуром.

— Тебе для работы. От зелёного света спокойней глазам, — сказала Надежда Константиновна.

Она везла эту лампу из Москвы десять суток в поезде. Потом на пароходе. Потом на тряской телеге. Крепко держала в руках. Боялась, не довезёт зелёную лампу до Шушенского! Вот, довезла.

Лампочка без Ильича

«Войну токов» справедливо назвали самым многострадальным проектом современного Голливуда. Написанный ещё в 2008 году, сценарий Майкла Митника о борьбе сторонника электросетей, основанных на постоянном токе низкого напряжения, знаменитого изобретателя Томаса Алвы Эдисона и сторонников сетей на переменном токе высокого напряжения, во главе с Джорджем Вестингаузом и Николой Теслой, долгие годы числился среди «проклятых». В 2012 году за проект в качестве продюсера взялся наш соотечественник Тимур Бекмамбетов, пригласивший на роль Томаса Алвы Эдисона Бенедикта Камбербэтча, а затем подключился и Харви Вайнштейн, вознамерившийся сделать фильм «оскароносным».

Но не тут-то было: сексуальный скандал, уничтоживший репутацию и карьеру Вайнштейна, похоронил и «Войну токов».

Официальный трейлер фильма «Война токов». Режиссёр Альфонсо Гомез-Рехон

О выпуске фильма Weinstein company осенью 2017 года речь идти не могла: в экран попросту полетели бы тухлые яйца, а критики, подзадоренные феминистками из кампании metoo ставили бы ленте низшие баллы. Фильм вышел на экраны только два года спустя, осенью 2019-го, в режиссёрской версии Альфонсо Гомес-Рехона. Демонстрируется он в по-прежнему не слишком благоприятной атмосфере, при отсутствии особого интереса у публики и критиков. Цель уже не в том, чтобы получить призы или собрать кассу, а в том, чтобы вернуть хотя бы что-нибудь из потраченных 30 миллионов долларов.

Ситуацию могли бы изменить драматичность повествования или яркий художественный язык. Но, увы, «Война токов» лишена как того, так и другого.

Рваный монтаж, повторяющиеся до бесконечности планы: Эдисон у себя в лаборатории, Тесла играет в бильярд, Вестингауз обнимается с женой, Дж. П.Морган с красным носом ходит всюду со своими адвокатами. Центральный культовый объект фильма – большая карта Америки с ввинчиваемыми лампочками на месте «захваченных» или «утраченных» компанией Эдисона городов тоже играет крайне слабо, даже разбивают её в конце не слишком эффектно.

«Война токов» оказывается какой уже по счёту эксплуатацией амплуа Бенедикта Камбербэтча в качестве «Шерлока» – колючего, асоциального, местами – неуправляемого и аморального гения. Но, простите, за 10 лет мы всё это уже видели – в «Шерлоке», в «Пятой власти» в роли Джулиана Ассанджа, в «Игре в имитацию» в роли Алана Тьюринга, в «Докторе Стрэндже». Наконец, не так давно Камбербэтч сыграл в телефильме «Брэкзит» в той же манере нынешнего гения британской политики (либералы считают – злого) Доминика Каммингса, человека, организовавшего Брэкзит и четверговый триумф консерваторов на всеобщих выборах. Честное слово, прекрасному актёру уже пора дать возможность сыграть кого-то другого. Тем более что образа Эдисона Камбербэтч совершенно не уловил. У него получился чувствительный меланхоличный романтик-невротик.

Бенедикт Камбербэтч. Фото: Faye Sadou/AdMedia / Globallookpress

Настоящий Томас Алва Эдисон был предпринимателем до мозга костей, начавший своё дело будучи подростком. Это был гениальный плагиатор и пиарщик, присвоивший себе тысячи чужих изобретений и почти ничего не изобретший самостоятельно, зато как никто умевший делать себе хорошую прессу и превратившийся в своего рода поп-идола тогдашней Америки. Создатели фильма ещё и сделали зачем-то из Эдисона примерного семьянина, бесконечно страдающего от смерти первой жены. Хотя на деле он женился во второй раз через полтора года после её кончины, а большого внимания домашним делам и вовсе не уделял.

Фильм получился про «войну хорошего с лучшим». И хотя по ходу борьбы убивают лошадь и изобретают электрический стул, в ней категорически не хватает жёсткости, злости и цинизма. Причина в общем понятна: и созданная Морганом на основе компании Эдисона General Electric, и Westinghouse Electric остаются крупными игроками на мировом энергетическом рынке (компанию Вестингауза некоторые конспирологи даже подозревают в лоббировании сериала «Чернобыль», так как она пытается вытеснить российские реакторы и тепловыделяющие элементы с восточноевропейских рынков). Тут волей-неволей приходится никого не обижать.

Нет у «Войны токов» и внятной идеологии. Казалось бы, она намечалась в начале: дешёвое и практичное электричество вытесняет опасный и противно пахнущий газ из уличного освещения. Как тебе такое, Илон Маск? И тебе, Грета Тунберг? Обойдёмся, пожалуй, своим электричеством без русских и их злого имперского газа. Эту идею можно было бы развить, но она так и осталась в начале, тем более что по ходу сюжета именно газовый магнат Вестингауз ухитряется перевести свою терпящую крах с приходом электричества бизнес-империю на новые электрические рельсы.

Можно было бы построить фильм на идее противостояния американского самородка, который верит в бизнес-схемы и пиар, и не сомневающихся в науке и трезвом математическом расчёте выходцев из Европы (Вестингауз – потомок немцев, вокруг него было много немцев, серб Тесла, русский Лодыгин, о котором речь дальше). Но и тут «мораль» фильма американскому зрителю в конечном счёте вряд ли понравилась бы: европейцы победили.

В результате получился вязкий и поверхностный фильм ни о чём, содержание которого можно понять, только если непрерывно справляться с «Википедией» и письменными источниками. Не то чтобы совсем плохой, но рекомендовать его можно только любителю.

«Война токов» интересна не тем, что в ней есть, а тем, чего в ней нет. В фильме бросается в глаза тотальное умолчание о роли русских изобретателей в развитии электрического освещения. Томас Алва Эдисон представлен как единоличный изобретатель ламп накаливания, который затратил огромные усилия для того, чтобы увеличить срок их службы. То, что не он один работал в этом направлении, сказано между делом и без всяких подробностей.

Между тем, мы не выросли в мире «ламп Эдисона». Мы выросли в мире «ламп Лодыгина». Именно великий русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) сделал два решающих изобретения на пути к массовому электрическому освещению. В 1872 году Лодыгин изобрёл саму лампу накаливания с угольным стержнем, на которую в 1874 году получил патент в России и Англии, а также Ломоносовскую премию. В 1890 году Лодыгин разрабатывает вольфрамовую нить, которая стала основным средством освещения почти на столетие.

Судьба изобретений Лодыгина в России оказалась неровной: лампа накаливания сперва не прижилась, так как её вытеснила в 1870-е годы казавшаяся тогда более перспективной дуговая «свеча Яблочкова», светоотдача которой на первых порах была намного выше, чем у ламп накаливания. 1870-е годы были для Европы временем моды на «русский свет». Впрочем, на заводе, созданном Павлом Николаевичем Яблочковым, производились и лампы Лодыгина. В итоге лампа накаливания вернулась к нам из-за океана как «американское изобретение».

Александр Лодыгин. Репродукция ТАСС

Эдисон же занялся электролампами только в 1879 году. За основу своей версии лампы он взял работы английского химика и физика Джозефа Уилсона Суона, зарегистрировавшего патент в 1878 году и… лампы Лодыгина. С Суоном Эдисон неоднократно судился (один раз суд признал недействительными патенты обоих), на процессах постоянно всплывало имя Лодыгина, но как действующее лицо он не привлекался. Доступность Эдисону лодыгинских ламп была установлена ещё в начале ХХ века, когда русская общественность поставила вопрос о приоритете Лодыгина.

Близкий к кружку лиц, работавших с Лодыгиным над усовершенствованием лампы накаливания, лейтенант флота А.М. Хотинский… уезжая в Америку, взял с собой несколько образцов изготовленных в России ламп и показывал их Эдисону…

— говорил на Всероссийском электротехническом съезде в 1910 году М.А. Шателен.

Сущностью работы Эдисона как изобретателя было именно это: взять чужие изобретения и довести их всевозможными усовершенствованиями, действительными и мнимыми, до состояния, когда он мог зарегистрировать собственный патент. Потом при помощи судов запрещать всем остальным пользоваться этим изобретением. А работая с прессой, убедить публику, что это он создал новое чудо техники.

Если внимательно проштудировать биографию Эдисона, то, собственно, трудно установить, что изобрёл Эдисон,

— отмечал М. Гофман в докладе «Изобретения и успехи материальной культуры», изданном в Одессе в 1918 году.

«Биографы Эдисона рассказывают, что великий американец изобрёл автоматический телеграф, но всякий знает из истории бессмертные имена Морзе, Юза, Уитсона и в последнее время Мурея и Бодо, – отмечал Гофман. – Далее биографы указывают, что Эдисон является изобретателем телефона, но опять-таки история телефона называет всем известные имена Белла, Адера, Сименса… Затем биографы много говорят о фонографе… действительно, Эдисон является творцом чудесной игрушки». Фонограф Эдисон, похоже, и в самом деле изобрёл сам, однако тот почти сразу же был вытеснен из употребления граммофоном Эмиля Берлинера.

В таланте коммерсанта, делающего из гениальных изобретений практичные, Эдисону, безусловно, не откажешь, как и в гении пиарщика. И он, безусловно, немало сделал для того, чтобы электролампа стала массовым коммерческим продуктом доступным по низкой цене. Но и у Лодыгина всё было не так плохо.

Казалось, что Россия станет страной – пионером электротехники. В 1883 году, во время коронации императора Александра III, Кремль и центр Москвы получили яркое электрическое освещение. 8 апреля 1884 года Лодыгин был награждён за участие в Венской электротехнической выставке орденом Станислава III степени.

Лодыгинские лампы, изготавливаемые под неусыпным наблюдением их творца на заводе Яблочкова, получили название русских. На выставке в Вене русские лампы опередили по многим показателям зарубежные. Они были долговечны – служили до 1000 часов и более. Они были разнообразны – для напряжений от 2 В до 52 В. И они были экономичны: если эдисоновские потребляли 5 Вт на свечу, свановские – 5,9 Вт, максимовские – 6 Вт, то русские – всего 2,6 Вт. Кроме того, они были удобны в пользовании – включались в сеть, как сегодняшние электроприборы: два контактных стерженька лампы просто втыкались в патрон типа розетки… «Ла Люмьер электрик» в защиту истинного творца системы электрического освещения: «А Лодыгин? А его лампы? Почему уж не сказать, что и солнечный свет изобрели в Америке?» Так писал журнал в 1881 году после шумного показа Эдисоном своих ламп на Всемирной электрической выставке в Париже,

— пишет биограф Лодыгина Людмила Жукова.

Однако в России явно не хватало капиталов для налаживания массового производства электроламп и создания больших прибыльных электросетей. В этом смысле превращающаяся в экономический центр капиталистического мира Америка безусловно имела гигантскую фору, и Эдисон был скорее воплощением этого экономического могущества Штатов, чем пророком будущего (пророком был, если уж на то пошло, Никола Тесла, и, что характерно, в фильме даже не упомянуто его сербское происхождение. Эмигрант – и всё). Кроме того, в молодости Лодыгин был связан с народниками, и, когда пошли аресты близких знакомых, Александр Николаевич предпочёл покинуть Россию, перебравшись сначала в Париж, а затем за океан – к Вестингаузу.

Здесь бы и появиться в фильме «Война токов» Лодыгину, подлинному создателю электролампочки, который сыграл, видную роль в победе Вестингауза над Эдисоном. Именно он сделал для Вестингауза лампы, патенты на которые Эдисон не мог оспорить (в фильме говорится о том, что судиться за авторство лампочки Эдисону бессмысленно, но совершенно не объясняется – почему). Секретом Вестингауза, блестящего инженера, глубокого и очень порядочного человека, было умение собирать в команду лучшие умы и хорошо им платить. Так он и поступил, позвав к себе Лодыгина и Теслу. Русский и серб подружились, и Тесла даже написал статью о переменном токе в русский журнал «Электричество».

Кстати, на основе идей Теслы в 1889 году ещё один русский, работавший в немецкой фирме AEG Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862-1919) изобрёл трёхфазный электродвигатель, самый распространённый электродвигатель в мире.

Кульминацией «Войны токов» является торжество Вестингауза на Всемирной выставке в Чикаго. Комиссия устроителей отдаёт предпочтение его току перед эдисоновским, и рабочие вкручивают яркие лампочки из красивых ящиков с надписью Westinghouse Electric, а потом 100 тысяч этих ламп делают из ночи день. Но что это были за лампы, в фильме снова не сказано. Это были не вакуумные лампы, а лампы, заполненные азотом. Лодыгин и Вестингауз реализовали старую идею русского учёного о ламповой колбе, заполненной газом.

В 1894 году Лодыгин снова возвращается в Париж, работает там в фирме, создающей автомобили. Потом меняет ещё несколько работ в Европе и США, разрабатывает лампы с нитями из тугоплавких металлов и свой главный шедевр – лампу с вольфрамовой нитью, патент на которую продаёт General electric в 1906 году.

В 1907-м Александр Николаевич возвращается в Россию, где его ждут с распростёртыми объятиями. Это уже другая страна, чем та, которую он покинул четверть века назад. Волей императоров Александра III и Николая II произошла масштабная индустриализация, которую лишь отчасти справедливо называют «виттевской».

И вот начинается новая, «столыпинская» фаза промышленного переворота – электричеством никого не удивить, а вот инженеры в чести. Открывается множество новых политехнических вузов, огромен спрос на знания и инновации, просыпается национальное самосознание, и в русском обществе всё громче раздаются требования признать приоритет Лодыгина и покончить со слепым американопоклонством.

Сам Александр Лодыгин оказывается вровень столыпинской эпохе. Он проявляет себя не только как инженер и изобретатель, но и как политический публицист. Последовательный русский националист он публикует в 1912 году, к очередным думским выборам, один из программных документов Всероссийского национального союза (ВНС) – брошюру «Националисты и другие партии». В ней он упрекает как крайне правых, так и левых в том, что они не выражают подлинных интересов русской нации:

…Ни крайняя правая, ни левые партии не сумели стать носительницами государственных идей и задач… оказались каждая неспособною возвыситься до сознания общегосударственных (практических, экономических, духовных) нужд и потребностей народа и общегосударственной пользы.

С неприязнью он пишет о кадетах, полагавших, «что наименование страны Россиею есть несправедливость и что это наименование следует изменить. И в самом деле, видный кадет профессор Н.И. Кареев однажды заявил с думской трибуны, что название «русский народ» устарело и нужно его заменить на «народы, населяющие Россию».

Антинациональным партиям Лодыгин противопоставлял последовательный русский национализм, основанный на идее господства русского этноса в России и на прогрессивном развитии жизненных сил русской народности:

Национальная партия провозглашает, что цель ея: а) господство русской народности в пределах Российской империи; б) укрепление сознания русского народного единства; в) устройство русской бытовой самопомощи и развитие русской культуры.

Вот такая политическая идея была у создателя лампы накаливания: господство русского народа + электрификация всей страны. И такой же идеологии придерживались в этот период многие русские люди. Активным сторонником ВНС был, к примеру, величайший из творцов тогдашней авиации Игорь Иванович Сикорский. С ним Лодыгина, впрочем, роднили не только убеждения: оба инженера вели разработки в области аппаратов с вертикальным взлётом – геликоптеров-вертолётов, прерванные революцией и увенчавшиеся успехом для Сикорского уже лишь в Америке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *